07.11.2012 в 13:34
Пишет Moraine:Еще о чтении
URL записи07.11.2012 в 12:51
Пишет Луче Чучхе:О деконструкции художественного текста и мифах
Оу. Читает народ художественную книжку, признанную классикой. Обсуждают слова автора из предисловия, в которых он разжевывает, что сказать-то хотел.
Реакция "четателя":
"Не делай из автора культа, автор тоже человек, он тоже пристрастен".
Итак, авторский текст - это не послание автора читателям, в котором он сообщает читателю нечто вполне конкретное.
Дальше _автоматические_ следствия. Текст как бы существует сам по себе, автор соотносится с текстом примерно так же, как любой читатель, никакого конкретного послания (и, выходит, смысла) в тексте нет, автор не может быть успешен или не успешен в донесении до читателя послания, читатель не может быть успешен или не успешен в понимании этого послания. Все прочтения равнозначны.
Обосновывается это тем, что "каждый имеет право на свое мнение", при этом право на свое мнение понимается как верность и неоспариваемость любого существующего мнения. Высказывание "ваше мнение неверное" приравнивается к отказе в праве на мнение.
Кстати, этот же подход сопровождается невниманием к деталям текста, здесь пока народ прямо не утверждает, что _написанное словами_ менее значимо для понимания текста, чем додуманное или даже перевранное читателем. Но по факту выходит, что думают именно так.
Если это не утрата способности читать художественный текст и полная деконструкция понятия художественного текста (нет, не постмодернистская, а такая... как деконструировал бы дикарь, превратив художественный текст в миф) - то я балерина.
Вообще идея о "новой" тенденции читать художественный текст как миф, кажется мне годной того, чтобы в этом покопаться )). Возможно, это часть общей тенденции по отмиранию рационального мышления, сужению рамок его функционирования. Предыдущие столетия были временем торжества рацио и одновременно быстро продвигаться стали наука, технология и художественная литература (очень увеличилось количество читателей))). Но по каким-то причинам (здесь тоже очень интересно) время торжества рациональности заканчивается, и место рацио опять занимаем миф. В чем свойство мифа - он _проживается_ эмоционально, а не понимается рационально, при этом слушатель проживает его через собственный опыт, и, что характерно - это правильно, вот так оно, похоже, и работает. Слушатель вбирает в себя непосредственно эмоциональный опыт, а не думает, что хотел сказать автор. Автора вообще нет, его фигура для восприятия мифа, сдается мне, скорее помеха - отвлекает, вдруг возникнут мысли "а что он сказать-то хотел, может, намекает на что". )))) А слушатель, чтобы понять миф, не должен думать о таких вещах, они мешают.
читать дальше
умные и знающие ПЧи, если я, неуч, налажала насчет мифов, вы меня поправьте )))
URL записиОу. Читает народ художественную книжку, признанную классикой. Обсуждают слова автора из предисловия, в которых он разжевывает, что сказать-то хотел.
Реакция "четателя":
"Не делай из автора культа, автор тоже человек, он тоже пристрастен".
Итак, авторский текст - это не послание автора читателям, в котором он сообщает читателю нечто вполне конкретное.
Дальше _автоматические_ следствия. Текст как бы существует сам по себе, автор соотносится с текстом примерно так же, как любой читатель, никакого конкретного послания (и, выходит, смысла) в тексте нет, автор не может быть успешен или не успешен в донесении до читателя послания, читатель не может быть успешен или не успешен в понимании этого послания. Все прочтения равнозначны.
Обосновывается это тем, что "каждый имеет право на свое мнение", при этом право на свое мнение понимается как верность и неоспариваемость любого существующего мнения. Высказывание "ваше мнение неверное" приравнивается к отказе в праве на мнение.
Кстати, этот же подход сопровождается невниманием к деталям текста, здесь пока народ прямо не утверждает, что _написанное словами_ менее значимо для понимания текста, чем додуманное или даже перевранное читателем. Но по факту выходит, что думают именно так.
Если это не утрата способности читать художественный текст и полная деконструкция понятия художественного текста (нет, не постмодернистская, а такая... как деконструировал бы дикарь, превратив художественный текст в миф) - то я балерина.
Вообще идея о "новой" тенденции читать художественный текст как миф, кажется мне годной того, чтобы в этом покопаться )). Возможно, это часть общей тенденции по отмиранию рационального мышления, сужению рамок его функционирования. Предыдущие столетия были временем торжества рацио и одновременно быстро продвигаться стали наука, технология и художественная литература (очень увеличилось количество читателей))). Но по каким-то причинам (здесь тоже очень интересно) время торжества рациональности заканчивается, и место рацио опять занимаем миф. В чем свойство мифа - он _проживается_ эмоционально, а не понимается рационально, при этом слушатель проживает его через собственный опыт, и, что характерно - это правильно, вот так оно, похоже, и работает. Слушатель вбирает в себя непосредственно эмоциональный опыт, а не думает, что хотел сказать автор. Автора вообще нет, его фигура для восприятия мифа, сдается мне, скорее помеха - отвлекает, вдруг возникнут мысли "а что он сказать-то хотел, может, намекает на что". )))) А слушатель, чтобы понять миф, не должен думать о таких вещах, они мешают.
читать дальше
умные и знающие ПЧи, если я, неуч, налажала насчет мифов, вы меня поправьте )))