30.04.2013 в 00:04
Пишет  Аттик Флавий:

Еще немного о ВТВ
...то есть о Высокой Теории Воспитания в мире Полудня Стругацких.
Очень интересное место попалось в статье психолога Людмилы Петрановской. Цитирую:

Такой чудесный возраст – с 7 до 10! Такой творческий, богатый, такой страстный интерес к тому, как устроен мир, такая способность к неожиданным обобщениям, ассоциациям, такая синтетичность восприятия любого предмета! Видеть мир не как набор научных дисциплин, а весь, как живой единый организм, думать о бабочках, о звездах, о составе грязи под ногтями, об ураганах, о викингах, об атомах, о том, почему люди смеются – с интервалом в пять секунд, а то и вовсе одновременно. Не просто думать – ЧУВСТВОВАТЬ про это, пропускать через всего себя. Эти невероятные упорство и самоотдача в занятии тем, что интересно! Часами, с упоением, забыв обо всем, футбол ли это, конструктор, рисование, фантазирование – у кого что! Придумываются игры, рождаются свои Швамбрании и Терабитии, все эти клады, тайны, шифры. Стремительное развитие всех мыслительных функций, как цветок в ускоренной съемке разворачивается из бутона. Растет (должна расти, по крайней мере) уверенность в себе, самостоятельность, способность действовать в неожиданных, меняющихся обстоятельствах. Тяга к приключениям, к новому опыту. Зарождение дружбы, уже не детской, а настоящей, которая может быть на всю жизнь.
Идеальный мир ребенка этого возраста показан в мультиках «Земля до начала времен». Своя компания друзей, свобода, настоящие приключения, но где-то рядом есть мудрые и сильные взрослые, которые, если что, придут на помощь, а вечером уложат спать. И больше от них ничего не нужно.
А теперь подумаем, но что тратятся эти годы. Четыре клеточки вниз, две строки пропустить. О чем ты думаешь, Петров? Ты опять витаешь в облаках на уроке? ЧЕТЫРЕ клеточки, что тут не понятно? Еще раз, закрепляем. Повторим. Перепиши два раза. Напиши три строчки этого слова. Не шепчитесь. Не разговаривайте. На перемене не бегайте.
Почему у тебя такой бардак в портфеле? Неужели трудно аккуратно заполнить дневник? Хватит играть, нам некогда, пора на английский. Мы не можем позвать в гости Владика, ты не успеешь позаниматься музыкой. Ты не пойдешь гулять, пока не будут сделаны уроки.

Целиком статья Петрановской здесь. Там не все имеет отношение к теме, но вот это описание уж больно хорошо.
Подчеркиваю, тут речь идет именно об определенном возрасте. О критическом периоде.
Если в этом возрасте погасить мотивацию определенного типа (условно назову ее творческой), то получаются люди, которые к старшим классам школы не интересуются вообще ничем. Они просто не умеют интересоваться, в точном смысле отсутствия навыка. И это, как правило, не восстанавливается. Гениальный педагог, может быть, и может при большом желании пробиться к такому ученику, чтобы найти и оживить где-то в глубине его души почти мертвую способность реагировать на интересное, но это (а) потребует огромных усилий и (б) успех никогда не будет гарантирован. В общем, это называется "необратимо".
А вот в возрасте, когда "творческая мотивация" закономерно проявляется почти у всех детей (беспорядочно, но ярко), - грубо говоря, когда им "все интересно", - тогда массовая школа эту мотивацию как раз и гасит.
Если бы умела не гасить, а наоборот - подхватывать, поддерживать, раздувая, как огонек, - тогда как раз бы и получилась высокая педагогика, помогающая каждому выявить свой Главный Талант.
Последнее понятие - фантастическое. Если его всерьез обсуждать, то очевидно, по меньшей мере, что Главный Талант не заложен однозначно в генах (это была бы просто антигуманная чушь), а формируется в процессе развития личности, лишь при небольшом участии генетических предпосылок. То есть его не найти надо, а создать. Тогда все правильно.

URL записи