03.11.2015 в 20:48
Пишет Кимури:Про образование и его ухудшение. Мнение.
Возможно, то, о чем мы говорили в связи с проблемой чтения и то, что я читала об ухудшении учебников математики, носило более глобальный характер. Частное мнение. Вероятно, не без частной конспирологии.
caballo_marino (топик)
"В который уже раз читаю, что "так называемые одаренные дети" (в основном просто рано читающие, это, по-моему, самая главная педагогическая страшилка сейчас, но теперь уже взялись и за тех, кто слишком любит слушать, как читают) на самом деле - ущербные, недоразвитые. У них не работает фантазия, они не умеют играть, вот и цепляются в качестве компенсации за книжки, за буквы и цифры. Нужно гнать их от этих недетских занятий и упорно, через "не хочу", приучать к сюжетно-ролевым играм, которые развивают воображение и эмоциональный интеллект.
Я не детский психолог и вообще не психолог. Более того, я упертое чайлдфри. С маленькими детьми мне общаться примерно так же легко, как с пьяными. Альтернативная логика плюс эта самая эмоциональность... нет, это меня не то чтобы сильно раздражает само по себе, я просто не умею с этим взаимодействовать. Понимать, кажется, иногда способна, со стороны наблюдать бывает интересно, но не дай бог как-то вовлекаться в это самой - я через пять минут по потолку бегать буду. Так что, с одной стороны, понятно, что там мои суждения весят )
С другой стороны, у меня зверски хорошая память. И ощущения такого вот ребенка, которого в три, четыре, пять лет от книжек не оторвать, зато играть в дочки-матери, в магазин и в "больничку" никаким калачом не заманишь, я отлично помню изнутри. Я эти игры терпеть не могла вовсе не за то, что в них нужно было "проявлять фантазию"! Я просто не хотела ее проявлять так, не видела в этом никакого смысла. Мне упорно казалось, что фантазия человеку дана совсем не для этого!"
alexander_pavl (несколько комментов по теме)
"Борьба с читающими детьми - это просто новая волна уже известной позднесоветской педагогической тенденции. Тогда это объяснялось так: детей надо любыми способами отваживать от чтения, а то они привыкнут и захотят в ВУЗ поступать, а инженеров всяких, бездельников, и без того девать некуда, а вот простых рабочих рук не хватает. Об этом практически открытым текстом писали в журнале "Семья и школа" и всяких сопутствующих изданиях. Сейчас, когда опять обострилась борьба с высшим образованием, умные люди пытаются заранее предотвратить наплыв ненужных абитуриентов, указывая. что детей надо воспитывать социализующе, а не обучающе. Незачем умников-то плодить. А ролевые игры как бы готовят как бы новых конформистов, заранее согласных играть предложенные роли. В общем, эта новая тенденция вовсе не глупость, а серьёзная политика.
***
Нет, это сознательная политика. суды по тому, как сформулированы претензии - это не народное творчество, а "социальных запрос свенрху". Конечно, большинство дурачков подстраивается под тенденцию, не думая о смысле. Но запущена волна вполне осознанно.
большинство опасается как раз обратного - Ну, врут они, что такого опасаются. Такие опасения невозможно принять всерьёз. Самостоятельно мыслить можно только "стоя на плечах гигантов", то есть, прочитав кучу книг. Во всех иных случах получается Ляпкин-Тяпкин из "Ревизора". который книг не читал, но до всего своим умом дошёл. Ведь "мыслитель-самородок", который, книг не читая, открывает тайны мироздания - персонаж, прекрасно известный всем, жившим в СССР. Вы что, думаете, что родители, отбирающие книги у своих детей, не встречали таких креативных уродов? Встречали. Так что это отговорки, про "полушария". На самом деле родители и начальники боятся, что дети вырастут умными и составят для них конкуренцию в будущем. Себя они в глубине души считают дураками-неудачниками и потому стремятся своих детей ещё больше оглупить.
Я очень хорошо помню все эти разговоры ещё по 70-80-м годам прошлого века, тут нет ничего нового, разве что для наукообразности добавлена чушь про "полушарие".
***
что за позднесоветская педагогическая тенденция? - Эта тенденция официально не артикулировалась, уж таковы были особенности позднесоветского социума, что важнейшие тенденции шли на уровне "но вы же умный человек, сами понимаете". Поэтому я не могу представить вам некий документ, в котором написано "Мы, нижеподписавшиеся, постановляем: снижать уровень образования для всех слоёв населения в СССР и т.д." Напротив, партия и правительство неустанно заботились о повышении образовательного и культрного уровня народонаселения.
Там не менее, с середины 60-х годов каждое последующее издание школьных учебников проходило по линии ухудшения: ухудшалась полиграфия, понятные иллюстрации заменялись непонятными, тексты учебников становились менее вразумительными и более схоластичными, к середине 70-х исчезли задачи "про землекопов" и "про бассейны". Одновременно шла последовательная работа со школой, как таковой: студентов педвузов-горожан по окончании распределяли ТОЛЬКО в деревню, студентов из деревни оставляли в городе. При этом: средний размер класса деревенской школы был восемь-десять человек, в городских колах классы были по тридцать и более учеников. Естественно, учителя физически не могли вести квалифицированное обучение. Перед говорскими учителями ставилась задача: как можно большее количество учеников по окончании восмого класса "спихнуть" в ПТУ - это задача озвучивалась на совещаниях в РОНО, но на бумаге не фиксировалась. Впрочем, учителей, не выполнивших план по количеству ушедших в ПТУ, наказывали, лишая премии.
Для задающих вопросы ответ был таков: в СССР слишком много специалистов с высшим образованием, для производства это не нужно, производству нужны необразованные рабочие и крестьяне, так называемые "рядовые рабочие руки". Но - опять-таки - в газетах-журналах это не писали, писали прямо противоположное.
Я не знаю, как там стало в начале 90-х, но до конца 80-х советская система образования функционировала именно как "машина оглупления", она отбивала желание учиться дальше, получать какую-то дополнительную информацию.
Полагаю, что введение обучения с "фонематическим слухов" - какой-то следующий этап обработки детей.
***
Знаете, когда я пытаюсь в интернете рассуждать на эти темы, мои коллеги-учителя "молчат, как крови в рот набрали" (Набоков), а в возражения пускаются учившееся в спецшколах интеллигенты из семей выше среднего уровня, которые утвержают, что в их школе был-таки один хороший учитель, которого они вспоминают с нежностью... Но я-то не спорю с тем, что хорошие люди и в школах (тем более в спецшколах) работали! Я говорю о системе!
Вы можете посмотреть у меня в ЖЖ комментарии к моему посту "ненависть" от 1 сентября. Там много чего сказано живыми свидетелями ситуации, и даже кто-то, помнится, давал фактологию о последовательном сознательном ухудшении образования, даже ссылался на постановления Минобраза, имевшие негативные последствия. Возможно, тот комментатор сможет дать вам необходимые факты.
Но вообще я советую вам посмотреть книги издательства НЛО, они много нелицеприятного издавали на тему советского образования и советского детства - и всё на строгой фактической основе.
Диалог здесь
URL записиВозможно, то, о чем мы говорили в связи с проблемой чтения и то, что я читала об ухудшении учебников математики, носило более глобальный характер. Частное мнение. Вероятно, не без частной конспирологии.
caballo_marino (топик)
"В который уже раз читаю, что "так называемые одаренные дети" (в основном просто рано читающие, это, по-моему, самая главная педагогическая страшилка сейчас, но теперь уже взялись и за тех, кто слишком любит слушать, как читают) на самом деле - ущербные, недоразвитые. У них не работает фантазия, они не умеют играть, вот и цепляются в качестве компенсации за книжки, за буквы и цифры. Нужно гнать их от этих недетских занятий и упорно, через "не хочу", приучать к сюжетно-ролевым играм, которые развивают воображение и эмоциональный интеллект.
Я не детский психолог и вообще не психолог. Более того, я упертое чайлдфри. С маленькими детьми мне общаться примерно так же легко, как с пьяными. Альтернативная логика плюс эта самая эмоциональность... нет, это меня не то чтобы сильно раздражает само по себе, я просто не умею с этим взаимодействовать. Понимать, кажется, иногда способна, со стороны наблюдать бывает интересно, но не дай бог как-то вовлекаться в это самой - я через пять минут по потолку бегать буду. Так что, с одной стороны, понятно, что там мои суждения весят )
С другой стороны, у меня зверски хорошая память. И ощущения такого вот ребенка, которого в три, четыре, пять лет от книжек не оторвать, зато играть в дочки-матери, в магазин и в "больничку" никаким калачом не заманишь, я отлично помню изнутри. Я эти игры терпеть не могла вовсе не за то, что в них нужно было "проявлять фантазию"! Я просто не хотела ее проявлять так, не видела в этом никакого смысла. Мне упорно казалось, что фантазия человеку дана совсем не для этого!"
alexander_pavl (несколько комментов по теме)
"Борьба с читающими детьми - это просто новая волна уже известной позднесоветской педагогической тенденции. Тогда это объяснялось так: детей надо любыми способами отваживать от чтения, а то они привыкнут и захотят в ВУЗ поступать, а инженеров всяких, бездельников, и без того девать некуда, а вот простых рабочих рук не хватает. Об этом практически открытым текстом писали в журнале "Семья и школа" и всяких сопутствующих изданиях. Сейчас, когда опять обострилась борьба с высшим образованием, умные люди пытаются заранее предотвратить наплыв ненужных абитуриентов, указывая. что детей надо воспитывать социализующе, а не обучающе. Незачем умников-то плодить. А ролевые игры как бы готовят как бы новых конформистов, заранее согласных играть предложенные роли. В общем, эта новая тенденция вовсе не глупость, а серьёзная политика.
***
Нет, это сознательная политика. суды по тому, как сформулированы претензии - это не народное творчество, а "социальных запрос свенрху". Конечно, большинство дурачков подстраивается под тенденцию, не думая о смысле. Но запущена волна вполне осознанно.
большинство опасается как раз обратного - Ну, врут они, что такого опасаются. Такие опасения невозможно принять всерьёз. Самостоятельно мыслить можно только "стоя на плечах гигантов", то есть, прочитав кучу книг. Во всех иных случах получается Ляпкин-Тяпкин из "Ревизора". который книг не читал, но до всего своим умом дошёл. Ведь "мыслитель-самородок", который, книг не читая, открывает тайны мироздания - персонаж, прекрасно известный всем, жившим в СССР. Вы что, думаете, что родители, отбирающие книги у своих детей, не встречали таких креативных уродов? Встречали. Так что это отговорки, про "полушария". На самом деле родители и начальники боятся, что дети вырастут умными и составят для них конкуренцию в будущем. Себя они в глубине души считают дураками-неудачниками и потому стремятся своих детей ещё больше оглупить.
Я очень хорошо помню все эти разговоры ещё по 70-80-м годам прошлого века, тут нет ничего нового, разве что для наукообразности добавлена чушь про "полушарие".
***
что за позднесоветская педагогическая тенденция? - Эта тенденция официально не артикулировалась, уж таковы были особенности позднесоветского социума, что важнейшие тенденции шли на уровне "но вы же умный человек, сами понимаете". Поэтому я не могу представить вам некий документ, в котором написано "Мы, нижеподписавшиеся, постановляем: снижать уровень образования для всех слоёв населения в СССР и т.д." Напротив, партия и правительство неустанно заботились о повышении образовательного и культрного уровня народонаселения.
Там не менее, с середины 60-х годов каждое последующее издание школьных учебников проходило по линии ухудшения: ухудшалась полиграфия, понятные иллюстрации заменялись непонятными, тексты учебников становились менее вразумительными и более схоластичными, к середине 70-х исчезли задачи "про землекопов" и "про бассейны". Одновременно шла последовательная работа со школой, как таковой: студентов педвузов-горожан по окончании распределяли ТОЛЬКО в деревню, студентов из деревни оставляли в городе. При этом: средний размер класса деревенской школы был восемь-десять человек, в городских колах классы были по тридцать и более учеников. Естественно, учителя физически не могли вести квалифицированное обучение. Перед говорскими учителями ставилась задача: как можно большее количество учеников по окончании восмого класса "спихнуть" в ПТУ - это задача озвучивалась на совещаниях в РОНО, но на бумаге не фиксировалась. Впрочем, учителей, не выполнивших план по количеству ушедших в ПТУ, наказывали, лишая премии.
Для задающих вопросы ответ был таков: в СССР слишком много специалистов с высшим образованием, для производства это не нужно, производству нужны необразованные рабочие и крестьяне, так называемые "рядовые рабочие руки". Но - опять-таки - в газетах-журналах это не писали, писали прямо противоположное.
Я не знаю, как там стало в начале 90-х, но до конца 80-х советская система образования функционировала именно как "машина оглупления", она отбивала желание учиться дальше, получать какую-то дополнительную информацию.
Полагаю, что введение обучения с "фонематическим слухов" - какой-то следующий этап обработки детей.
***
Знаете, когда я пытаюсь в интернете рассуждать на эти темы, мои коллеги-учителя "молчат, как крови в рот набрали" (Набоков), а в возражения пускаются учившееся в спецшколах интеллигенты из семей выше среднего уровня, которые утвержают, что в их школе был-таки один хороший учитель, которого они вспоминают с нежностью... Но я-то не спорю с тем, что хорошие люди и в школах (тем более в спецшколах) работали! Я говорю о системе!
Вы можете посмотреть у меня в ЖЖ комментарии к моему посту "ненависть" от 1 сентября. Там много чего сказано живыми свидетелями ситуации, и даже кто-то, помнится, давал фактологию о последовательном сознательном ухудшении образования, даже ссылался на постановления Минобраза, имевшие негативные последствия. Возможно, тот комментатор сможет дать вам необходимые факты.
Но вообще я советую вам посмотреть книги издательства НЛО, они много нелицеприятного издавали на тему советского образования и советского детства - и всё на строгой фактической основе.
Диалог здесь